История

Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца – широко известный в России и за рубежом коллектив, лауреат Всесоюзных и Всероссийских смотров, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова.

Свыше 90 лет этот одержимый творческий коллектив является достойным представителем трудолюбивого и скромного древнего народа, активным пропагандистом высокого духовного мира своей нации, ее вековых традиций и новых ярких достижений.

Ансамбль создан в 1924 г. основоположниками чувашской профессиональной музыки композиторами и хоровыми дирижерами Ф.П.Павловым (1892-1931) и В.П.Воробьевым (1887-1954) как Чувашский национальный хор.

 pavlov  vorobiev
Ф.П. Павлов В.П. Воробьев
С первых лет создания коллектива его руководители начали собирать, обрабатывать народные песни с целью показа их широкой общественности как в Чувашии, так и по всей стране. Музыкальная критика тех лет отмечала не только этнографический интерес выступлений хора, но и высокую исполнительскую культуру, свидетельством чему явились успешные гастроли коллектива в 20-е г. прошлого века в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде. В 30-е г. ХХ века Чувашский государственный хор стал лауреатом Всесоюзной хоровой олимпиады народов СССР, был награжден премией Всесоюзного радиофестиваля и удостоился чести выступить в Кремле. В эти годы в репертуаре росла доля классической и современной музыки, а также музыки народов СССР.
снимок хора
В конце 30-х г. ХХ в. по всей стране начали создавать ансамбли песни и пляски, как синтетический жанр, в котором слаженно и равноправно сочетались бы песни и пляски, инструментальная игра и костюмы. Первым художественным руководителем преобразованного из Госхора в Чувашский государственный ансамбль песни и пляски (1939) стал молодой композитор и дирижер А.Г.Орлов-Шузьм (1914-1996). Под его руководством ансамбль успешно выступил в Москве на Смотре ансамблей, музыки и танца народов РСФСР. Вскоре ансамбль возглавил замечательный музыкант, талантливый дирижер С.А.Казачков (1909-2005).
 Орлов-шузьм Казачков
А.Г.Орлов-Шузьм С.А.Казачков
Коллектив начинает интенсивную концертную деятельность по всей стране, которая продолжается и поныне. Не осталось на карте России республик, краев и областей, где не побывал бы Чувашский государственный ансамбль. Гастрольная деятельность его не прекращалась и во время Великой Отечественной войны, – одной из славных страниц истории ансамбля стало трехмесячное пребывание в действующих частях Брянского и Калининского фронтов зимой 1943 года.
В послевоенное десятилетие ансамбль по-прежнему остается ведущим музыкально-исполнительским коллективом республики. Этот период связан с расцветом творческой деятельности композиторов и хоровых дирижеров Ф.М.Лукина (1913-1994) и Г.С.Лебедева (1913-1980), балетмейстеров А.К.Погребного (1918-1989) и Д.О.Бахарева (1926 – 1997).
 Лукин Лебедев
Ф.М.Лукин Г.С.Лебедев
В 60-е г. ХХ века творческая жизнь ансамбля была связана с яркой, интересной деятельностью талантливых руководителей – художественного руководителя и дирижера Б.А.Резникова (1922-1988) и балетмейстера Л.П.Мошевича(1933). В эти годы ансамбль постоянный участник всех общественно-культурных акций, проводимых правительством Чувашской АССР во многих республиках и областях СССР, Москве и Ленинграде.
 резников  Мошевич
Б.А.Резников Л.П.Мошевич
Процесс дальнейшего роста искусства ансамбля и его современные успехи и достижения связаны с именами художественного руководителя Ю.В.Васильева, балетмейстеров А.В.Ангарова (1946-2005), Л.Н.Няниной, хормейстера Г.Д.Егорова (1946-1993), руководителя инструментальной группы В.П.Сизова (1946-2008). Тесная творческая связь художественных единомышленников многие годы стимулирует весь коллектив к активному поиску в песенно-танцевальном искусстве, дальнейшему росту исполнительского мастерства и сценической культуры.
Созданные в содружестве Ю.Васильева, А.Ангарова, В.Сизова концертные программы («Приезжайте в гости к нам», «Чувашия – песнь моя», «Ода Родине», «Величальная Победе», «Родные просторы», «Чувашские просторы», «Нам – 70», «Золотая осень», «Мир прекрасен друзьями», «Наша опора – отчий дом» и др.) отличаются органичным соединением подлинного фольклора и современного композиторского, хореографического и изобразительно-прикладного искусства.
 Ангаров  Егоров  сизов
А.В. Ангаров Г.Д. Егоров В.П. Сизов
1 Творческая активность и целеустремленность художественных руководителей и труппы не угасает и в последнее десятилетие. Творческий союз Ю.Васильева, Л.Няниной, руководителя инструментальной группы Ю.Романько, художников-дизайнеров Л.Вдовичевой, В.Федорова и Н.Ильиной подготовил и представил публике за последние годы 15 больших программ («Вечерний привет», «Песни любви», «Песни войны», «На страже Отчизны», «Краса молодости», «Край чувашский, край наш милый», «Родные поля», «Крылатые песни», «Песни с родины Константина Иванова», «Победе – 70 лет» и др.), которые тепло приняты публикой. Проекты «Обрядовая праздничная мозаика»(2008), «Старинные танцы чувашского народа»(2011), «Река времени»(2014) удостоились Гранта Главы Чувашской Республики. К постановкам привлекаются также талантливые хореографы А.С.Вагапов, В.А.Миронов, А.Н.Музыкантов, З.Е.Александрова, В.А.Милютин.
IMG_1486 В данное время ансамбль обладает необычайно богатым и разнообразным репертуаром: песни, игровые сцены, народные представления, вокально-хореографические сюиты, оркестровые пьесы калейдоскопом сменяют друг друга, создавая на сцене поистине атмосферу волшебного действа: наполненная ароматом природы, щедрого хлебосольства композиция «Приезжайте в гости к нам», величественные и ритмически контрастные, как бы наполненные многоцветьем природы «Весенние хороводы», искрящиеся темпераментом и юмором «Тюньки-тюньки», лапидарная и разнообразная по построению и характеру «Свадьба», строгая в своей обрядности «Свадьба в Слакбашах», праздничное и мозаичное «Гуляние», разудалая и полная акробатических трюков «Масленица», масштабный, поистине народный «Акатуй», поэтичные и красочные «Узоры чувашского края», празднично-величавое «Осеннее пиво», мистический, но полный света и любви «Вечер под Троицу», озорные, брызжущие юмором и шутками

«Сурхури.Рождественские игры», лирическая, душевная «Родная Чувашия», бодрый, жизнерадостный «Мир прекрасен друзьями», широкая и яркая «Русская праздничная сюита», задорная, весьма остроумная «Барыня», сверкающий естественной простотой и сценическим блеском «Венок чувашских частушек и танцев». И, конечно, каскад танцев, различных по тематике, раскрывающих в лаконичной образной форме картины из народного быта: полные достоинства и благородства «Танцы из Тимерсян», жизнерадостные и огненно-темпераментные «Удальцы», задорные «Батыревские дроби», полный теплоты и народного юмора «Ай, да дед», самобытная в своей простоте и изящности «Кария», широкая в своей удали «Русская пляска», вся в контрастах, свободная танцевальная сюита «Какшимке», ироничные, дерзкие «Сплетницы», соревнующиеся в работе и пляске «Умельцы нашего села», красующиеся перед девушками «Соперники», радостно-возбужденные «Весенние перезвоны», оригинальная в своих орнаментальных рисунках и костюмах «Девятка», церемониальный и красочный «Аххаяс», танец с хлопками и частушками «Шапартак», элегантный и мягкий «Шуçса ташлани. Девичий танец», живая, народная «Хура тяппа» и множество других оригинальных и самобытных композиций.

Ансамбль является своеобразной творческой лабораторией для современных чувашских композиторов. За последние годы хор дал путевку в жизнь ярким, интересным по содержанию и исключительно технически сложным партитурам А.Васильева (кантаты «Обретение родины», «Будь весенним днем», «Проживем в дружбе», циклы «Без тебя песнь моя печальна», «Всходит солнце», «Душа моя испепелилась», «Без матери опустел мир», «Внимай сердцем», концерт «Прощание с отцом»), Л.Чекушкиной (циклы «Три хора», «В стране предков», «Сурхури», «Собрались мы за столом»), Ю.Григорьева (сюиты «Костер и солнце», «Не грусти», «В тени сирени», «Чебоксарский сувенир»), А.Осипова (сюиты «Чебоксарские улицы», «Свадьба в Слакбашах»), Л.Быренковой (цикл «Черемшанские мотивы»), О.Трифонова (цикл «Четыре обработки чувашских народных песен», сюита «Чуклеме.Родовое богослужение»). Ансамблем подготовлены специальные программы к 100-летним юбилеям бывших художественных руководителей, дирижеров и композиторов Ф.П.Павлова, В.П.Воробьева, С.М.Максимова, Ф.М.Лукина, Г.С.Лебедева, А.Г.Орлова-Шузьма, а также монографические концерты из произведений А.В.Асламаса, И.Г.Аршинова, О.Я.Агаковой, С.В.Азамат, Н.М.Андреева, Ю.Д.Кудакова, А.А.Осипова. Коллектив систематически записывается на Чувашском радио и ТВ, выпускает грампластинки, СD и DVD. Необычайно украшают программы концертов и выступления солистов Л.Семеновой, Р.Грачевой, О.Луковой, Е.Леонтьевой, И.Николаева, уверенно заявили о себе молодые певцы О.Васильева, А.Максимова, А.Игнатьев, Э.Андреев, А.Арсентьев, К.Николаева, Т.Савина, З.Александрова, Е.Семенова.

IMG_9063 (2) В последние десятилетия ансамбль много и успешно гастролирует за рубежом. Зрители свыше 20 стран Европы, Азии, Африки и Америки смогли познакомиться с искусством как чувашского народа, так и самого ансамбля. Коллектив стал участником свыше 70 Международных фольклорных фестивалей. «Поистине с ошеломляющим успехом дебютировала в Театро Национале Милана чувашская советская труппа, впервые находящаяся на Западе. Ансамбль песни и танца из маленькой, совсем незнакомой республики сумел покорить публику мастерством и гармонией» – газета «Коррьера дела сера» (1983 г., Италия), «Группа певцов, танцоров и музыкантов знакомит со своеобразным народным творчеством своей родной Чувашии.

Выступление ансамбля радует глаз и ласкает слух» – газета «Фраес Ворт» (1985 г., ГДР), «Гвоздем программы стала фольклорная группа из Чувашской АССР со своими красочными нарядами, выступление которой стало особым событием для многих эрфуртцев» – газета «Дас Фольк» (1985 г.. ГДР), «Настоящий фурор произвел вокально-танцевальный ансамбль Чувашии» – газета «Глос великопольски» (1989 г., Польша), «Выступление ансамбля сопровождалось постоянными овациями восхищенных зрителей и аплодисментами в такт музыке.

Выступление радовало не только своей музыкальностью, но и великолепием красок постоянно меняющихся костюмов» – газета «Райн-Некар цайтунг» (1991 г., ФРГ), «Поставленные голоса, стройные фигуры, прекрасные костюмы. Но это еще не все. Труппа из Чебоксар излучала тот блеск, которым была захвачена публика.В зале им. К.Ротмана были не только аплодисменты, но и «овации стоя» – газета «Хайдельбергер Нахрихтен» (1991 г., ФРГ), «Ансамбль сразу же покорил своей изумительной хореографией, красотой своих национальных костюмов с изумительной вышивкой, исключительной музыкой, сопровождаемой разнообразными национальными инструментами, а также своей акробатикой» – газета «Провинция» (1994 г., Бельгия), «Многочисленная публика не могла не радоваться спектаклю, поставленному на высшем уровне. Чувашский ансамбль из России завоевал сердца присутствующих. Танцоры и танцовщицы очаровали своей красотой и нежностью, своими акробатическими выступлениями, которые затем превратились в эйфорию. Песни же просто изумили. Выступление этой группы оставило незабываемое впечатление» – газета «Курьер» (1994 г., Франция), «Ансамбль произвел фурор и сцена до сих пор «дрожит». Народные песни и танцы, дьявольские и ностальгические, были поданы с богатой палитрой красок и изобилием вышивок. Очень профессиональная группа, чистейшие голоса, хореография отточена до миллиметра, роскошные костюмы» – газета «Эхо Лисс» (1995 г., Франция), «Нам очень нравятся очень ритмичные группы, поэтому люди были в восторге от выступления Мексики и Российской республики Чувашия» газета «Эль корреро эспаньол» (1999 г., Испания), «Настала очередь самых ожидаемых групп этого вечера. Это – «Орленок» (Украина) и Государственная компания песни и танца Чувашии. Их динамичные танцы и костюмы вызвали бурные овации, увенчавшие прекрасное выступление этих групп на сцене» – газета «Ла регион» (1999 г., Испания).

IMG_2018 Профессиональное мастерство коллектива находится в данное время на высоком уровне. Сценическая культура, артистизм, музыкальность, уверенная и стабильная техника как у хора, так и балета придают выступлениям труппы блеск, и с большим энтузиазмом воспринимаются зрителями, что постоянно отмечается как отечественной, так и зарубежной прессой.
Это подтверждается и присвоением ансамблю звания «академический»(1994) и награждением Почетной грамотой Чувашской Республики (2009).